Катастрофа: взрыв “Монблана” — разрушенный Галифакс

ГлавнаяГлавные статьи и рецензии → Катастрофа: взрыв “Монблана” — разрушенный Галифакс

   

Смотрели фильм-катастрофу “Разрушенный город” (2003)? Если нет, стоит посмотреть. Фильм потрясает, ведь в нем художественно показаны реальные события, о которых мы сейчас расскажем.

Перед катастрофой…

Взрыв в Галифаксе был виден за десятки миль

Ранним утром 6-го декабря 1917 года маленький французский транспортный корабль «Монблан», имеющий водоизмещение 3121 тонн, прибывший из Нью-Йорка, стоял на рейде Галифакса, канадского порта. На следующий день на рассвете ему предстояло вплыть в бухту и ожидать последующих указаний начальства порта. Ничего приметного в транспортном судне не было, ничем выдающимся он не выделялся среди сотен подобных судов, бороздивших в годы войны воды Атлантического океана, не считая одного — тайного груза. На  палубе «Монблана» и в его трюмах находилась мощная взрывчатка. Документы сохранили следующие цифры: 2300 тонн пикриновой кислоты, 35 тонн бензина для бронетехники, 200 тонн тринитротолуола и плюс ко всему этому, 10 тонн порохового хлопка. Словом, «Монблан» являлся исполинской бомбой весом больше 3 тыс. тонн, но про это знали лишь только власти порта и экипаж судна. Моряков «Монблана» заранее проинструктировали, что на судне воспрещается курить и разводить какой бы то ни было огонь. У экипажа были изъяты даже зажигалки, спички и другие курительные принадлежности. Данная критически опасная горючая и взрывчатая смесь, должна была доставлена во французский Бордо. Груз там ожидали, для того чтобы применить его в битве против Германии.

В одиночку переплывать в то время Атлантику было очень опасно. Ведь в ее водах плавали германские военные корабли, охотились за транспортными судами подлодки. Из-за этого в в порту Галифакса создавались конвои. «Монблан» и должен был прибиться к одному из конвоев кораблей, для того, чтобы под охраной переплыть Атлантику.

6-го декабря 1917 г., утром, «Монблан» получил в конце концов разрешение войти в порт. В то солнечное утро непросто было представить, что в Европе гремит война, а совсем вблизи, в Северной Атлантике, рыскают немецкие подлодки.

Между различных судов, находившихся на рейде галифакского порта, стоял на якоре и пароход «Имо» под флагом Норвегии. Примерно в 10 часов утра паром  «Имо» поднял якорь и направился в открытый океан через узкий пролив Нарроуз. В эти часы, сквозь тот же узкий пролив, но с обратной стороны  по направлению в Галифакс  поплыл и «Монблан». Капитан «Монблана» Ле Медек нанял местного галифакского лоцмана Фрэнсиса Маккея, потому что вплыть в малознакомый сужавшийся фарватер было совсем не просто: с одной его стороны размещались минные поля, а с другой  — были поставлены сети, преграждавшие дорогу субмаринам врага. Кроме всего прочего, навстречу «Монблану» шли загруженные под завязку  военные корабли. Требовалось следовать с предельной предосторожностью. Лоцман Маккей знал, об опасном грузе находившемся в трюме и на палубе «Монблана», он был довольно опытен и уверенно вел корабль по узенькому фарватеру, с разрешенной скоростью в 4 узла.

Катастрофа…

Видимость в тот день была идеальной, места для маневров  в проливе было достаточно, но капитаны двух судов проявили неосторожность и корабли в то роковое утро все-таки столкнулись. Точнее острый киль корабля «Имо» прорезал правый борт военного транспорта «Монблан». Бензол, очень воспламеняющееся вещество, потек из разбитых бочек на палубу. А ниже под палубой была погружена пикриновая кислота. Суда пытались разъединиться, но в какой-то момент появился сноп искр. Искры подожгли разлившийся по палубе бензол. За секунды большое пламя перекинулось на другие бочки. Над бортом поднялся густой черный дым. Дальнейшее борьба за спасение корабля, в общем-то, не имела особого смысла и даже могла погубить весь экипаж. Капитан, лоцман и начальство порта в Галифаксе знали о секретом опасном грузе. Однако капитан из-за заржавелых кингстонов не мог затопить корабль с опасным грузам. В место открытия кингстонов можно было вывести корабль подальше от порта, но капитан Ле Медек решил позаботиться о команде своего корабля. Он приказал экипажу погрузиться на шлюпки.

Корабль «Монблан», с опасными материалами на борту, оказался во власти течения. Течение понесло корабль прямо к пирсу Ричмонда (это северная часть Галифакса). Пламя горящего корабля стремительно перекинулось на деревянные постройки. Пожар привлек большие толпы людей, которые собрались посмотреть необычное зрелище.

Через какое-то время прибыли пожарные суда. Горящий корабль подцепил буксир, который начал уводить «Монблан» в сторону моря, но чтобы избежать катастрофы морякам не хватило каких-то полчаса. В 9 часов 6 минут утра над гаванью Галифакса взметнулся огненный столб. Взрывчатка, которая находилась в трюмах, взорвалась. Почти мгновенно военный транспорт разлетелся на тысячи раскаленных кусков. Взрыв чудовищной силы обрушился на порт. Деревянные и даже каменные здания по берегам пролива смело с улиц города. Столбы и деревья были сломаны взрывами словно спички. Мосты разрушены, как и башни водопровода, и кирпичные трубы заводов. Взрыв был настолько чудовищной силы, что на некоторое время обнажилось дно пролива. А в соседнем городе Труро, который расположен в тридцати милях от места катастрофы, выбило окна. Большие корабли, как, например, крейсер «Найоб» водоизмещением около 11 тысяч тонн, словно щепки какие-то выбросило на берег.

После катастрофы

Галифакс оказался фактически в руинах. Рухнуло здание приюта для сирот, под обломками стен которого погибло много его обитателей. Было сметено взрывом три школы, в которых из 500 учеников выжили только лишь 11. Погибли рабочие сахарного завода, собравшиеся на крыше, чтобы посмотреть на пожар. На текстильной фабрике не выжил никто. Многие раненые просто погибли от холода на следующий день, ведь был мороз и буран.

По официальной статистике в результате взрыва военного корабля в Галифаксе погибло около 1963-х человек, но эта цифра не точна, потому что около двух тысяч жителей города пропали без вести (понятно, что погибли). Около девяти тысяч человек были изранены осколками, камнями, щепками. Страшно представить, но около пятисот человек потеряли зрение из-за осколков разбившихся окон. Еще и  в  это холодное время года без дома осталось не менее двадцати пяти тысяч жителей города. Власти обвинили в трагедии капитана «Монблана» Лe Медека, лоцмана Маккея и старшего офицера штаба Виятта .

Взрыв, который произошел в Галифаксе шестого декабря 1917 года, был одним из самых мощных взрывов, устроенных человеком в доядерную эпоху.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 8.8/10 (4 votes cast)
Катастрофа: взрыв "Монблана" - разрушенный Галифакс, 8.8 out of 10 based on 4 ratings

Опубликовано: 03.11.2013

   

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>