Рекорд, ужасный своей неопределенностью – гибель теплохода «Армения»

ГлавнаяГлавные статьи и рецензии → Рекорд, ужасный своей неопределенностью – гибель теплохода «Армения»

 

Только во время войны со всеми ее ужасами и стремительно принимаемыми решениями возможна такая страшная картина – спасая население от оккупации, его губят в огромных масштабах. Не миновала такая участь и советских граждан, оказавшихся на теплоходе «Армения» в 1942-м году. Самым страшным в этой катастрофе было то, что до сих пор никому неизвестно общее количество жертв. Если измерять в масштабах Титаника, то их может оказаться от двух до четырех…

Рекордная загрузка малого судна

Теплоход «Армения», водоизмещением 5770 рег.тонн, вместимостью менее тысячи пассажиров, с экипажем в девяносто шесть человек принял на борт не менее пяти тысяч человек. Как это могло произойти? Погрузка производилась в спешном порядке, шла эвакуация раненых и одновременно гражданских лиц, никто не занимался подсчетами, и на небольшой теплоход набивались все подряд. По сию пору разные источники называют цифры от пяти до десяти тысяч человек, но правды никогда не узнать – не было времени и возможности считать людей.

Как это произошло

Погрузка в Ялте, куда судно пришло из Севастополя, продолжалась в течение ночи, судно должно было проследовать в сторону Грузии для вывоза раненых и гражданских. В восемь часов утра капитан прекратил погрузку и, против всякой логики военного времени, покинул порт в светлое время суток. Приказ забрать людей из Ялты капитан получил в срочном порядке, а ждать темноты он уже не мог – артиллерия вермахта подошла так близко, что судно такого размера могло быть расстреляно прямо в бухте. Капитан принял решение и успел покинуть порт. Корабль двинулся в сторону побережья Кавказа, и через несколько часов, проходя мимо горы Аю-Даг, был обнаружен и атакован немецкими самолетами. Выйти из-под этой атаки «Армении» не удалось, она затонула со всеми пассажирами на борту.

Искать ли виноватых..?

Как понять, есть ли правые или виноватые в такой ситуации? Ни один нормальный капитан не позволил бы принимать на борт теплохода с вместимостью менее тысячи человек в пять или десять раз больше пассажиров. Но это была война, а капитан выполнял приказ о вывозе людей. Тот, кто отдавал приказ о заходе в Ялту, возможно, и понимал, что корабль уже не сможет уйти на безопасное расстояние, скрываясь в темноте. Скорее всего, выбора не было ни у отдавшего приказ, ни у выполнявшего его капитана. Возможно, все понимали, что это гибельный риск. Известно, что за приказ о заходе в Ялту никто не понес наказания. Судно не было обеспечено никаким конвоем, хотя никто не знает, помогло бы это при атаке авиации. Может быть, не было кораблей, может быть, рассчитывали не привлекать внимания.

Страшный финал.

После атаки немецких самолетов не было возможности спустить шлюпки, хотя и это не помогло бы – шестнадцать шлюпок на тысячи человек, невозможность погрузить раненых, давка и немецкие самолеты, которые не церемонились бы с людьми в шлюпках. Корабль просто разломился на две части и через четыре минуты ушел под воду.

Из всех этих тысяч спаслось восемь человек…

Война. Не единственный случай.

За несколько месяцев до трагедии с «Арменией» на подходе к Ялте подорвалось на минах и затонуло судно «Ленин», следовавшее с таким же заданием, тем же маршрутом и примерно с таким же количеством пассажиров на борту. Считается, что на корабле находилось около четырех тысяч человек при вместимости в пятьсот. Пятистам и удалось спастись.

На нашем сайте вы также можете прочитать статьи о других морских катастрофах: катастрофа Лузитании, гибель Титаника, а также посмотреть список фильмов-катастроф о кораблекрушениях.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 9.8/10 (6 votes cast)
Рекорд, ужасный своей неопределенностью – гибель теплохода «Армения», 9.8 out of 10 based on 6 ratings

Опубликовано: 14.07.2013

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>